Первое слушание по делу о Гуантанамо
Обозреватель

Первый блин, видимо, будет комом. Во вторник лос-анджелесский федеральный судья Ховард Мэц провел первоначальное слушание по поводу ходатайства, которое подала ему группа профессоров юриспруденции, правозащитников и религиозных деятелей, в том числе бывший министр юстиции США Рамсей Кларк.
Ходатаи призвали Мэца приказать правительству США доставить содержащихся в Гунтанамо пленников в гражданский суд и официально предъявить им обвинения. Это первая попытка подействовать на власти в этом вопросе через суд, которая, видимо, будет далеко не последней. Ответчиками в ходатайстве названы президент Буш, министр обороны Дональд Рамсфелд и «1000 неизвестных американских военнослужащих».
Судья разочаровал ходатаев, заявив, что он не уверен, есть ли у него юрисдикция в этом деле. Мэц заседает в судебном округе, ограничивающемся Южной Калифорнией, тогда как пленники содержатся даже не на территории США, а на базе Гунтанамо, которую Куба когда-то отдала американцам в бессрочную аренду.
Тем не менее судья дал правительству США до 31 числа, чтобы представить ответ на ходатайство, авторы которого должны будут ответить на ответ властей к 7 февраля. Тогда судья и будет решать. Представляющий ходатаев лос-анджелесский адвокат Стивен Ягман, известный своими шумными исками против полиции, заявил, что если судья решит не в их пользу, то они подадут апелляцию.
«Правительство США не сможет больше прятаться за расплывчатыми заявлениями поджигателей войны вроде министра Рамсфелда, — обещал Ягман. — Ему придется явиться в суд и защищать себя юридически».
Рамсфелд, со своей стороны, посвятил вчера проблеме обращения с пленниками непривычно длинную тираду, которая заняла первую часть его ежедневной пресс-конференции в Пентагоне. Последовавшие за нею вопросы журналистов в основном касались той же темы.
Рамсфелд начал с замечания о том, что со стороны некоторых лиц, «находящихся на безопасном расстоянии», слышатся утверждения, что американские военные «якобы дурно обращаются со вверенными их попечению задержанными». «Ответ однозначен, — продолжал Рамсфелд: — С задержанными обращаются в Гуантанамо надлежащим образом, гуманно, как подобает и в полном соответствии с международными соглашениями. Ни одному задержанному не причинено ни малейшего вреда. Ни один задержанный не подвергся дурному обращению в какой-либо форме».
По словам главы Пентагона, узники Гуантанамо «имеют теплый душ, туалетные принадлежности, воду, чистую одежду, одеяла, регулярное питание, учитывающее особенности их культур, молитвенные коврики и право исповедовать свою веру», а также письменные принадлежности и медобслуживание, «далеко превосходящее то, которое они могли ожидать и получали в Афганистане».

Недовольство в Америке

Тем не менее, протесты продолжаются как за рубежом, так и в самой Америке. Газета «Майми геральд», например, вчера напечатала редакционную статью, в которой говорится, что «хотя международное право этого не требует», администрации Буша следует согласиться обращаться с задержанными в соответствии с Женевской конвенций и, во-вторых, позволить прессе ознакомиться с условиями содержания пленников и взять у них интервью.
Вашингтон отвечает на это, что и так соблюдает Женевскую конвенцию, но отказывается квалифицировать боевиков как военнопленных, потому что они были взяты в плен не в форме какой-либо признанной армии.

Власти США отмечают, что военнопленных положено отпускать домой после окончания военных действий, но трудно ожидать, что отпущенные боевики и потенциальные камикадзе вернутся к мирной жизни: для них война только начинается.

РУБРИКА
В начало страницы