Сможем ли мы увидеть полковника Буданова на свободе?
Алексей Иванов

Фото АР
В ближайший вторник может, наконец, завершиться судебное преследование полковника Буданова. После длительного перерыва, начавшегося в сентябре прошлого года, суд рассмотрит бывшие секретными результаты судебно-медицинской экспертизы. Если подтвердится, что Буданов задушил чеченского снайпера в состоянии аффекта, он выйдет на свободу.
Напомним суть этого эпизода боевых действий. В результате спец-операции, проведенной в ночь на 27 марта 2000 года в селе Танги-Чу, была захвачена и доставлена в расположение 160-го полка чеченка Эльза Кунгаева, подозреваемая в принадлежности к одной из террористических банд. Командир полка Юрий Буданов проводил в течении часа допрос женщины-снайпера в своем кунге, в ходе которого задержанная скончалась. Командир приказал солдатам забрать неподвижное тело и захоронить в лесу. Спустя несколько дней полковник Буданов был арестован.
Обстоятельства этого инцидента получили огласку в связи с другим происшествием — командир и его заместитель подвергли аресту лейтенанта Багреева, который, нарушив присягу, отказался стрелять по по разведанным в селе Танги-Чу огневым точкам террористов. Для проверки этого в часть приехали следователи. Жители села воспользовались их приездом и изложили следователям свою версию событий.
При проведении расследования Буданов рассказал, что основанием для задержания Кунгаевой послужила фотография, на которой подозреваемая позирует со снайперской винтовкой. Так как незадолго до этого террорист-снайпер убил несколько его однополчан, то он предположил, что это могло быть делом рук Кунгаевой. При проведении допроса, с целью получения признания в совершенном акте бандитизма, Кунгаева набросилась на него и стала кричать, что убивала и будет убивать русских и когда-нибудь убьет дочь Буданова, фотография которой обычно была на столе полковника. В результате приступа ярости Буданов стал душить Кунгаеву.
На основании дружных показаний местных жителей прокуратурой было открыто уголовное дело против одного из лучших командиров танкового полка, понесшего за все время антитеррористической операции наименьшие потери. Обвинение, предъявленное Буданову,– умышленное убийство при отягчающих вину обстоятельствах (плюс похищение и злоупотребление служебными полномочиями).
Суд по делу Буданова и его заместителя начался в конце февраля прошлого года.
От имени семьи убитой террористки дело взялся вести заслуженный юрист России чеченец Абдулла Хамзаев. Он выдвинул версию, что якобы Буданов выдумал историю с фотографией (найти ее следователи не смогли), а на самом деле это было изнасилование со смертельным исходом. Несмотря на то, что судмедэкспертиза сразу опровергла версию изнасилования, Хамзаев повел линию на искусственное затягивание процесса, заявляя ходатайства о предоставлении родителям девушки дополнительного времени на изучение материалов и о переносе процесса из суда Северо-Кавказского военного округа в Ростове-на-Дону в Чечню, Ингушетию или вовсе в Страсбург. В беседах с корреспондентами Хамзаев признавался, что не заинтересован в скором окончании процесса. «Зачем мне это?» — говорил он, дав понять, что основная его цель — как можно дольше продержать Буданова за решеткой.
Нельзя сказать, что общественность осталась равнодушна к судьбе русского офицера - первые заседания суда проходили под аккомпанемент пикетов РНЕ и казаков.

Эпизод шествия 9 мая 2001 г., Москва

В июле по ходатайству Хамзаева было назначено проведение дополнительной судебно-медицинской экспертизы на базе московского Института имени Сербского. Комиссия из специалистов должна была оценить, был ли полковник Буданов в состоянии аффекта, когда душил чеченку. Также они должны были установить, был ли полковник годен к строевой службе (если нет, то с него будут сняты обвинения в злоупотреблении служебным положением а убийство трактуется без отягчающих обстоятельств). Само ходатайство адвокат семьи выдвинул для еще большей затяжки процесса, в рамках принятой им генеральной линии преследования Буданова.
Адвокаты Буданова, в свою очередь, настояли на повторной экспертизе тела убитой, пытаясь доказать, что женщина скончалась от удушья в могиле. Если снайперша действительно была еще жива, когда солдаты ее закапывали, то против одного из них может быть возобновлено уголовное дело, закрытое по амнистии к 55-летию Победы (надругательство над телом).
Если Хамзаеву в очередной раз не удадутся его маневры по затягиванию процесса (на днях он опять заявил, что будет добиваться переноса процесса в другой суд), то полковник выйдет на свободу после оглашения результатов экспертизы, которая должна подтвердить состояние аффекта.

РУБРИКА
В начало страницы