ЛУРДЕС: Снимай штаны, выходи строиться

  • Информация о Лурдес
  • Официальная нота кубинского правительства
  • Бегство
    Вадим Гасанов, Пресс-центр.ру

    Россия крепит боевой союз с Америкой, теряя все, что было создано ранее
    Пока США закрепляются в Центральной Азии, обеспечивая свое постоянное военное присутствие и переманивают российских союзников, Москва идет на односторонние уступки Вашингтону
    Итак, спецназ США уже в южной части Афганистана. Это уже практически официально признал глава Пентагона Дональд Рамсфельд. Британский премьер Тони Блэр заявил, что на следующей неделе не исключено начало военной фазы операции.
    Бомбы падают на Афганистан ежедневно. Правда, как-то очень избирательно: по основным позициям вооруженных отрядов талибов, противостоящих Северному Альянсу падают редко, а вот на жилые кварталы Кабула гораздо чаще. Впрочем, главное информангентство союзников США Би-Би-Си уже успело рассказать, что даже «умные бомбы» могут ошибаться.
    Пентагон грозит в ближайшие дни применить какое-то сверхсекретное оружие, что удивит весь мир.
    Российские генералы, наблюдая за всей этой прелестью, только матерятся и сжимают кулаки. И есть отчего.
    По их мнению, в очередной раз высшее руководство страны продемонстрировало полное непонимание того, что такое армия и зачем она, в принципе, нужна.
    Например, Путин решил все же, что России совершенно не нужны ни база в Камрани, на центр радиоэлектронной разведки на Кубе. Дескать, много денег на них уходит. И вообще, «холодная война» закончилась, на кой черт нам наследие проклятого советского прошлого. А с США мы теперь вообще союзники… А на сэкономленные деньги мы армии дадим форму, автоматы, корабли, пушки, самолеты, запустим много военных спутников… Это уже Квашнин поддакивал.
    Между тем, вся бредовость этой инициативы видна сразу. Офицеры, с которыми автору этих строк удалось побеседовать, просто растеряны. То есть глупость руководства настолько очевидна, что говорить о ней невозможно.
    Во-первых, руководство явно лукавит, когда говорит о том, что центр на Кубе, в Лурдесе, устарел и его отсутствие восполнят военные спутники, которые будут запущены на сэкономленные деньги.
    Комплекс в Лурдесе нельзя заменить спутниками, с одной стороны, а с другой, никто не просчитал, какое количество спутников необходимо, сколько будет стоить не только их создание и запуск, но и обслуживание.
    Во-вторых, позорное бегство с Кубы и Вьетнама нельзя объяснить только дороговизной аредны. Обе страны перед нами в долгах, как в шелках. Дипломаты должны работать. Договариваться. Не умеют — пусть идут торговать семечками.
    Кстати, достаточно подленькое отношение России к своему партнеру — Кубе — вряд ли останется без внимания со стороны третьих стран. Неожиданное решение о закрытии базы без согласований с самой Кубой — это, как минимум, хамство. Кстати, очень напоминает поведение Никиты Хрущева во время Карибского кризиса — надавил на Фиделя, чтобы тот дал согласие на ввод ядерных ракет, а потом, без предупреждения, убрал их.
    Третье. Статус великой державы, на которую претендует ныне Россия, обязывает сохранять военное присутствие в различных точках земного шара, равно как и участие в региональных конфликтах. Вот просто обязывает. Полный уход с ранее занимаемых территорий и ограничение сферы своих геополитических интересов границами собственного государства, в лучшем случае, сводит роль государства к функциям одного из региональных лидеров. С соответствующим отношением к нему. Если еще учесть, что это самое государство наотрез отказывается заниматься вопросами, возникающими непосредственно сразу за чертой его госграниц (как в случае с Абхазией или американскими военными базами в Узбекистане), то и о роли какого-то лидера говорить сложно.
    Четвертое. Шаги, предпринятые Путиным «во имя экономии», являются односторонними. Глупо говорить, что Россия, решив уйти с Кубы, сделала это под давлением США. Да, Конгресс принимал резолюцию о неоказании помощи России, пока она не уберет свою разведку из Лурдеса, но это было еще когда! До 11 сентября. Теперь кое-что изменилось.
    А решение Путина о закрытии баз на Кубе и во Вьетнаме стало полнейшей неожиданностью для США. Такой, что официальные представители Госдепа просто ничего не могут сказать об этом, ничего не могут сказать о том, какие ответные «шаги доброй воли» предпримет Вашингтон.
    А скорее всего — никаких. В Европе остаются американские разведцентры, подобные тому, что мы теряем в Лурдесе, в небе летают американские спутники, и всего этого добра лишаться в Вашингтоне не собираются. Более того — есть все свидетельства того, что в обмен на любезность Путина, США закрепятся в Узбекистане, обеспечив там себе военное присутствие. Они-то не дураки! Поэтому, когда они говорят о том, что «холодная война» закончилась, они имеют в виду, прежде всего, ее российскую составляющую.
    Пятое. О «холодной войне». Холодная война началась как раз сразу после встречи на Эльбе. Мало кто знает, что еще в конце 44-начале 45 гг. происходили стычки в воздухе между советскими и американскими летчиками на Дальнем Востоке.
    Сейчас говорят о беспрецедентном сближении России и США. Как же! Самым беспрецедентным оно было как раз во время Второй Мировой Войны. Чем все закончилось — мы все это хорошо знаем и помним.
    Помним и то, что СССР стал великой мировой державой, которую уважали и боялись (а это опять же две непременные составляющие в определении великой державы), причем державой очень богатой, как раз в результате Карибского кризиса.
    Никто не виноват из ныне живущих рядовых граждан России и ближнего зарубежья в том, что руководство СССР не смогло воспользоваться имеющимися возможностями. В связи с этим можно вспомнить слова Глеба Павловского, который недавно на вопрос относительно блестящих перспектив нынешней России ответил, что мы и не такие перспективы упускали…
    На самом деле радоваться сближению России и США нет смысла. Оно временно. Один отрицательный результат мы уже имеем: постоянное в перспективе американское военное присутствие в Узбекистане, бОльшая самостоятельность азиатских республик СНГ, возможно — ухудшение отношений с Индией. Судя по всему, в Вашингтоне серьезно подумывают о том, чтобы переориентировать свои теплые отношения с Исламабада на Дели — для США это выгоднее по всем параметрам. И опасно для России.
    Расхождения Москвы и Вашингтона уже выявились — например, по поводу грядущей политики в Афганистане. Осталась неизменой политика Вашингтона в отношении Чечни, просто сейчас эту тему администрации Буша поднимать не с руки. Но это пока. Будут и другие «болевые точки». Так что радоваться рано.
    Теперь о стоимости и нужности военных баз России за рубежом. Прежде всего, проблемы с деньгами, как уже было написано выше, должны были отчасти решать дипломаты. Во-вторых, (приходится возвращаться к набившим оскомину простым истинам), надо ставит заслон на пути бегства денег из страны, надо строить экономику, не зависящую почти полностью от экспорта нефти, надо ликвидировать воровство и коррупцию в высших эшелонах власти, надо привлекать иностранцев, надо, надо, надо… Ну в свое время сократили мы и флот, и армию, и ушли из-за рубежа… Что денег у военных больше стало? Черта с два! У кого-то, может ЛИЧНО и стало больше…
    Так что проблема Камрани и Лурдеса, это, скорее, вопрос не экономии средств, а умения (неумения, нежелания) эффективно распоряжаться имеющимися средствами… И политической воли (бесхребетности).
    Нет, как вариант, можно решить, что Россия должна быть просто стабильной достаточно богатой страной, которая никогда ни с кем воевать не собирается, не имеющая интересов за рубежом, не претендующая на участие в принятии важных решений… Сократить максимально армию, причем переориентировать ее на полицейские функции, оставить ядерные ракеты (на всякий случай)… Но решать этот серьезнейший вопрос, как видится, должен не Президент и не его администрация… И даже не военные. Не может такой важный вопрос, как роль и место страны в мире решаться текущим президентом всякий раз по-разному.

    Информация о Лурдес

    Официальное название — «Российский электронный центр в Лурдесе».

    <<Увеличить снимок
    Центр модернизирован в 1997 году. Аппаратура позволяет перехватывать данные с любых спутников связи, наземных телекоммуникационных кабелей, сообщения с центра NASA во Флориде и т.п. Персонал — около тысячи российских специалистов. Это сотрудники Шестого управления ГРУ (радиошпионаж) и третьего главка ФАПСИ (Главного управления радиоэлектронной разведки средств связи — ГУРРСС). Всего на модернизацию центра за последние годы истрачено около 3-х миллиардов долларов.

    Ноябрь 1992 года — обновлено соглашение с Кубой по использованию базы. На подписание соглашения о продлении использования «Лурдес» поехал Шохин, отвечавший в правительстве за внешнеэкономическую деятельность. Не военный и не разведчик, заметьте. По данным английского еженедельника Financial Mail, 7 февраля 1996 года Борис Ельцин поручил российским разведслужбам усилить деятельность по покупке американских торговых и экономических секретов, причем в качестве основного источника этих секретов назывался центр на Кубе. А директор американской военной разведки DIA (Defense Intelligence Agency) генерал-лейтенант Патрик Хьюз на слушаниях в Конгрессе 22 февраля 1996 года прямо заявил, что «...ФАПСИ сейчас чрезвычайно плотно использует Лурдес в интересах российской экономики».

    Октябрь 1995 года — заключено соглашение по продолжению работы на базе в Лурдесе до 2000 года.

    Единственный открытый документ: «Распоряжение N461-рп о заключении соглашения между ФСБ РФ и Министерством революционных вооруженных сил Республики Куба о взаимодействии в сфере военной контрразведки». Подписан в 1997 году.

    Цитата из распоряжения правительства N461-рп: «принимая во внимание Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Куба о пребывании Российского радиоэлектронного центра на территории Республики Куба от 3 ноября 1992 г., уполномоченный орган Кубинской Стороны окажет необходимую помощь представителям уполномоченного органа Российской Стороны в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий по обеспечению безопасности российских военных объектов, расположенных на территории Республики Куба».

    Министр обороны Кубы Рауль Кастро: «около 75% информации разведывательного характера Россия получает с помощью центра в Лурдесе.» (1993).

    В мае 1999 года министры обороны Китая и Кубы подписали соглашение о создании на острове китайского центра радиоперехвата.

    База Камрань, кстати тоже является российскийм центром радиоперехвата. В 1993 году Россия подписала контракт с Вьетнамом на продление функционирования базы, а в 1994 году базу посетил вице-премьер Юрий Яров.

    Официальная нота кубинского правительства

    С тем, чтобы избежать ошибок и путаницы, правительство Кубы хочет сообщить, что не следовало смешивать в российском заявлении обе базы, происхождение, функции и значение которых весьма различны. Камрань — это военно-морская база, построенная Соединенными Штатами за 20 тысяч километров и сданная в аренду Советскому Союзу в 1979 году, годы спустя после окончания войны. Она почти не приносит пользы такой стране как Россия, которая после распада Советского Союза уже практически не имеет надводного военно-морского флота.
    Вьетнам — страна, которая в настоящий момент не подвергается какой бы то ни было угрозе военной агрессии со стороны Соединенных Штатов; его отношения с США нормальные. Для Вьетнама это не представляет никакой опасности. Со всей уверенностью можно сказать, что этот вопрос был предварительно обсужден и одобрен обеими странами.

    Радиоэлектронный центр в Лурдесе был создан в 1964 году, через два года после Карибского кризиса. СССР не платил ни единой копейки за предоставляемые Кубой услуги с учетом существовавшего в то время тесного сотрудничества как в экономической, так и в военной областях.
    В 1992 году, после того, как Советский Союз распался и Российская Федерация полностью принимает на себя права и привилегии, предоставленные распавшемуся Советскому Союзу, она в одностороннем порядке, в результате предварительных переговоров и соглашений с Соединенными Штатами, отводит военную бригаду, остававшуюся на Кубе после Карибского кризиса в течение примерно тридцати лет. Однако, она выказала заинтересованность в сохранении радиоэлектронного центра в Лурдесе как важного элемента для своей стратегической безопасности и в особенности для того, чтобы проверять строгое выполнение соглашений по ядерному разоружению и сокращению данного вида вооружений, заключенных между Соединенными Штатами и Россией.
    Несмотря на вопиющее невыполнение соглашений, экономический ущерб и опасность для Кубы, наше правительство согласилось сохранить данный центр, причем Россия не несла никаких расходов в связи с предоставляемыми нашей страной услугами. Так было только в течение определенного этапа, поскольку между Кубой и Россией уже не существовало ни малейших политических или идеологических связей. Все действовавшие соглашения были в одностороннем порядке разорваны правителями их страны. Не было ни малейшего основания оказывать ей бесплатно какие бы то ни было услуги.
    Неоднократно выражаемая Россией заинтересованность в сохранении, расширении и модернизации радиоэлектронного центра в Лурдесе по перечисленным выше причинам определила заключение соглашения, включавшего оплату Кубе российскими товарами или валютой услуг, оказываемых этим центром, которая составила 90 миллионов в 1992 году, 160 миллионов в 1993, 1994 и 1995 годах, а в 1996–2000 годах достигла 200 миллионов, упомянутых генералом Анатолием Квашниным — цифра отнюдь не чрезмерная, если учитывать, что она равнялась едва ли 3 процентам убытков, причиненных экономике нашей страны в связи с распадом социалистического лагеря и СССР и односторонней отменой всех соглашений. В дополнение к этому Куба пользовалась частью полученной информации, имеющей отношение к безопасности нашей Родины.
    Соединенные Штаты ни на минуту не прекращали оказывать давление на Россию в связи с присутствием этого центра, несмотря на то, что США уже сто лет сохраняют военно-морскую базу на нашей территории вопреки воле нашего народа.
    Во время визита президента Владимира Путина на Кубу в декабре 2000 года 14 декабря в течение нескольких часов в центре находились главы государств обеих стран. Не было сказано ни малейшего слова о его закрытии, наоборот, шла речь о том, чтобы еще более развивать и модернизировать его. В тот день президент Путин дословно сказал: «Россия и Куба заинтересованы в дальнейшем развитии его деятельности. Он уже давно функционирует на полную мощность в соответствии с международными нормами и правилами. Это делается успешно, и Россия и Куба как заинтересованные страны выступают за дальнейшее развитие его деятельности».
    В те дни имели место лишь некоторые разногласия между кубинскими и российскими военными руководителями в связи со стремлением последних сократить, в относительно небольших размерах, экономическую компенсацию, выплачиваемую Кубе. Это обычно происходило каждый год в ходе анализа повторявшегося невыполнения обязательств российской стороной.
    Через несколько месяцев в российской политике по отношению к радиоэлектронному центру в Лурдесе произошли странные изменения, выразившиеся в невыполнении их обязательств, суммы которых накапливались, и в неоправданных и чрезмерных требованиях сократить оплату за услуги ввиду повышения втрое цены на топливо — главного экспортного товара России — и очевидного улучшения ее экономики, которое выражалось, в числе других фактов, в том, что резервы выросли примерно с 12 миллиардов до более 30 миллиардов.
    В разгар этого процесса начинается нынешний международный кризис, вызвавший большую напряженность в мире, но при этом все время поддерживались контакты и непрерывные и дружеские отношения между нашими обоими правительствами, независимо от того, что они занимали разные позиции: Куба выступала против терроризма и против войны, а Россия оказывала широкую поддержку и содействие войне, развязанной Соединенными Штатами. И Куба, и Россия полностью совпадают в том, что необходима борьба против терроризма и что Организация Объединенных Наций должна выполнять подобающую ей роль.
    Переговоры по радиоэлектронному центру в Лурдесе еще не закончены. Вчера 16 октября в 2 часа дня мы еще не пришли к соглашению. Специальный посланник срочно предложил нам закрыть центр. Ему было отвечено, что это самый неподходящий момент для принятия подобной меры; что как раз тогда, когда политика правительства Соединенных Штатов стала предельно агрессивной и воинственной и многие страны чувствуют после речи президента Соединенных Штатов 20 сентября, что им грозит опасность, когда в Афганистане уже начаты военные операции, закрытие этого центра является сигналом и уступкой правительству Соединенных Штатов, что представляет собой серьезную угрозу для безопасности Кубы, и потому в подобных обстоятельствах мы не согласны с его ликвидацией.
    Вчера же ночью мы с российским представителем, попросившим о срочной встрече, вновь вернулись к этому вопросу, представив множество аргументов. Данный представитель привез еще одно послание от российского президента, в котором предлагалось нечто еще худшее: целесообразность заявить публично и немедленно о том, что соглашение о радиоэлектронном центре в Лурдесе отменяется. Мы ответили ему, что совершенно не согласны с этим, и предложили изучить другие варианты; заметили, что они пользуются славой хороших шахматистов и знают, что можно найти сто вариантов, а не только тот, который они предлагают.
    Поспешность российской стороны, как они сказали, объясняется желанием того, чтобы президент Путин явился на встречу с президентом Бушем на Форуме по сотрудничеству азиатских и тихоокеанских стран в Шанхае с этими двумя новостями. Любой понимает, насколько они приятны для его собеседника: та, что касается Камрани, хотя и незначительна по сути, но весьма символична; та же, что касается Кубы, — это особый подарок.
    Следовательно, соглашение о радиоэлектронном центре в Лурдесе не отменено, поскольку Куба не дала на это своего согласия, и необходимо, чтобы Россия продолжила переговоры с кубинским правительством, учитывая, что остались еще нерешенными очень важные вопросы, касающиеся этой темы.
    К сожалению, быть может президент Путин, в связи с разницей в часовых поясах, не имел возможности получить вовремя наши хорошо обоснованные аргументы и предложения по этому вопросу, до того как он заявил об этом публично.
    Мы испытываем к нему и к огромному Российскому государству большое расположение и большое уважение.
    Поэтому Куба воздерживается от того, чтобы произносить в этот момент какие-либо суждения или критические замечания по поводу полученных сегодня сообщений. Она просто ограничивается тем, что предлагает нашему народу абсолютно достоверную информацию и ждет, что эти разногласия будут разрешены в разумной, справедливой и достойной форме.
    Кое-что следует понять всем, чтобы не строить каких-либо иллюзий: на Кубе нет и не будет ни паники, ни страха. Это идеальные условия, чтобы проявить спокойствие, хладнокровную мудрость, высокую мораль, достоинство и беспредельное мужество.

    Правительство Республики Куба
    Гавана, 17 октября 2001 года

    РУБРИКА
    В начало страницы