Путин поворачивает Россию к Западу, становясь стратегическим союзником и партнером
Ариэль Коэн, перевод с английского

[ Автор — сотрудник американо-иудейского фонда «Херитидж Фаундейшн», ивро-англо-русскоязычный политолог, выступающий на таких российских телеканалах, как ОРТ, и автор изданной в США книги «Русский империализм, его развитие и кризис». — Прим. пер.]
После двухнедельных раздумий в Кремле российский президент В.Путин, очевидно, начинает позиционировать Россию в качестве главного союзника и партнера США на критически важном среднеазиатском фронте против терроризма, несмотря на сопротивление государственных институтов и существование антиамериканских настроений среди российской политической элиты.
Сведущие московские наблюдатели говорят, что Путину пришлось преодолеть позицию тех представителей генштаба и спецслужб, кто настаивал на более осмотрительном курсе. В спецслужбах России очень распространено органическое недоверие к США, этот пережиток советской эпохи и пост-советских разочарований.
Несколько отставных военачальников, состоящих при Министерстве обороны в качестве консультантов, заявили на конференции по международной безопасности, проводимой фондом им. Конрада Аденауэра, что России не следует выручать США из их нынешних затруднений в мусульманском мире — в условиях, «когда Вашингтон настаивает на расширении НАТО и намерен денонсировать договор 1972 года по ограничению национальных систем ПРО.
«Предполагаемая система (национальной ПРО США), ее система радаров, система управления, а также большое количество планируемых перехватчиков — все это направлено против России», — заявил генерал-майор в отставке Александр Клаповский, представитель России в постоянной комиссии советников по противоракетной защите.
Генерал-полковник в отставке Федор Ладыгин, бывший руководитель Главного Разведывательного Управления (ГРУ) России, высказался еще более откровенно: «НАТО совершило агрессию в Косове, а скоро будет уже менее чем в 200 милях от Санкт-Петербурга (если Эстонию примут в состав блока)».
Эти люди все еще осуществляют немало целенарправленных действий в коридорах российской власти, где их бывшие подчиненные и подопечные занимают сейчас ведущие позиции.
Также они часто получают доходные должности консультантов при военно-промышленных концернах, желающих экспортировать свою продукцию в Иран и Ирак. В разговорах они часто осуждают США, «создавшие» бен Ладена, или же выдвигают причудливые теории о том, что террористические нападения организованы шпионскими службами США (свидетельства того, что следствие ФБР и так называемый «арабский след» шиты белыми нитками, поступают из США, а отнюдь не из России. — Прим. пер.). Потом они меняют тему разговора, говоря о технических нарушениях договоров по контролю за вооружениями со стороны ВВС США, и у вас возникает чувство, что ваши собеседники не владеют реальной информацией о событиях 11 сентября.
Действительно, проведя большую часть жизни за созданием российского ядерного арсенала, они черпают свои знания о Средней Азии, или исламе, или терроризме, из фильмов о Джеймсе Бонде.
Даже многие представители среднего класса России разделяют эти антиамериканские настроения.
Но для Путина более важны оценки возможных угроз, получаемые от российских шпионов. Военная разведка вышла на президента с устрашающими сценариями, которые, если окажутся верными, будут равносильны катастрофе. «Талибан» способен сокрушить «Северный альянс», оставшийся без лидера после гибели Ахмад Шаха Масуда», — заявляет один бывший полковник ГРУ, а ныне старший научный сотрудник одного из московских институтов стратегических исследований. —
«Если наступление «Талибана» против «Северного альянса» окажется успешным и 201-я российская дивизия окажется на грани разгрома, России придется посылать свои войска в бескрайние пустыни Средней Азии.
Разместив свои войска в Пакистане, США тем самым подтолкнет Талибан на север. Присутствие США в Пакистане способно вызвать в стране мусульманское восстание, а проталибанские пуштуны могут свергнуть президента Мушаррафа и завладеть 75 ядерными боеголовками вместе с баллистическими ракетами средней дальности, способными достичь Нью-Дели и Ташкента.
США могут оказаться вынужденными применить тактическое ядерное оружие для недопущения захвата бен Ладеном исламских ядерных вооружений, и Россия может быть вынуждена применить оружие последнего шанса, чтобы не пропустить Талибан в Среднюю Азию,» — предупреждает полковник.
Другая группа умеренных включает тех, кто настроен про-арабски и особенно про-иракски. Депутаты Думы вроде В.Жириновского и А.Митрофанова из экстремистской анти-западной «либерально-демократической» партии часто навещают Багдад и, согласно распространенным слухам, находятся на дотации у Саддама Хусейна. Они призывают Думу противиться Соединенным Штатам.
Митрофанов выставил себя на посмешище, предложив взять под защиту российских ядерных сил те мусульманские страны, которые могут стать мишенью для США. Наконец, есть мусульмане-экстремисты в самой России — как Гейдар Джемаль, председатель Российского исламского комитета. Он пропагандирует «цивилизационное обособление российских мусульман» и введение законов шариата, утверждая, как сообщают, что светское законодательство России имеет «дьявольское происхождение».
Министр обороны С.Иванов сформулировал позицию сторонников сдержанной политики в своей речи на совещании министров обороны СНГ в Ереване, когда исключил возможность размещения войск США на территории стран-участниц договора о коллективной системе безопасности этого блока, возглавляемого Россией.
Однако, менее чем через две недели, колебаниям министра обороны положил конец В.Путин, поручивший Иванову осуществлять все военные мероприятия России.
Россия «обеспечила» поддержку среднеазиатских лидеров, действующих по подсказке Москвы. Как явствует из обмена мнениями с кремлевскими консультантами, Путин сделал это по трем причинам.
Во-первых, Путин увидел беспрецедентную возможность добиться «прорыва» в Чечне и выиграть пропагандную войну на Западе.
Путин считает, что Европа и США изменят свой тон относительно Чечни и не будут гонять Россию из-за нарушений там прав человека.
Он предпринял удачный ход, объявив 72-часовой перерыв в военных операциях, чтобы дать возможность чеченским боевикам начать переговоры с полномочным представителем Путина — генералом В.Казанцевым — об условиях сдачи оружия и включения в мирную жизнь» — не безоговорочную сдачу, которой требовали его генералы, но достаточно уравновешенное предложение, позволяющее Западу чувствовать себя более комфортно.
Во-вторых, Кремль считает, что радикальные исламские силы, особенно Талибан и организация бен Ладена, представляют собой явную и непосредственную угрозу как для среднеазиатских соседей, так и для самой России.
Кремль с опасением относится к растущим угрозам светскому режиму президента Узбекистана И.Каримова, исходящим от Исламского фронта Узбекистана, возглавляемого Джумой Намангани, террористом, находящимся в розыске, который, по сообщению РИА-Новости, теперь назначен заместителем бен Ладена, что указывает на возможность крупного наступления против союзников России.
Как еще один шаг в сторону завоевания общественной поддержки, Путин выступил инициатором международной исламской конференции против терроризма под эгидой умеренного руководства мусульман России во главе с главным муфтием Гайнутдином.
Наконец, придя к выводу, что США с союзниками будут победителями в предстоящей войне, Путин, вероятно, рассчитывает на стратегический прорыв в отношениях России с Западом.
Во вторник он отправился в Германию и встретился с канцлером Шредером, который обещал ему содействие с целью смягчить позицию Запада по Чечне и, по-видимому, не только это. В бундестаге Путин произнес — на немецком языке — впечатляющую речь. Как сообщил российский телеканал ТВ-6, принадлежащий оппоненту Путина Б.Березовскому, президент России был восторженно принят аудиторией.
Теперь Путин может просить и о более существенном, как, например, о списании долгов или реструктурировании гигантской 100-миллиардной ($) задолженности советских времен.
По мнению Вяч. Никонова, ведущего московского политкомментатора (и внука премьера сталинских времен — Вяч.Молотова), Россия должна использовать беспрецедентный подъем своих международных отношений для ускорения интеграции с Западом и решительно покончить с риторикой времен холодной войны.
Никонов и ряд других молодых аналитиков отвергают старых генералов, цитируемых выше, как неперестроившихся вояк холодной войны. Он считает, что России следует просить о более значительном вознаграждении за свою впечатляющую поддержку действий против Афганистана (так в оригинале. — прим. пер.) и бен Ладена: об отмене или отсрочке приема в НАТО стран Балтии и большей уступчивости по вопросу ПРО. Это можно даже рассматривать как стартовую позицию на переговорах.
В начальной фазе нынешнего конфликта Путину удалось преобразовать свой высокий рейтинг популярности в реальный пример впечатляющего стиля кризисного руководства, и он продемонстрировал уровень, которого никогда не достигал в международных делах Борис Ельцин.
В конечном итоге стратегия Путина может окончиться поражением, если глобальные экономические тенденции будут работать против него. Но если цены на нефть (главный источник доходов для страны) сохранятся выше отметки в 20 долл. за баррель, если Россия избежит спада в экономике и не станет проливать кровь своих солдат в Афганистане, Путин может предстать как мыслитель и стратег, не упустивший шанса сблизить свою страну с Западом.

Послесловие переводчика

Американский политолог Ариэль Коэн, как его представила телезрителям ОРТ Екатерина Андреева, адресует данную статью читателям в США. Поэтому ряд его оценок в приведенном тексте заметно отличаются от высказанных с экрана ОРТ. Так, перед российской аудиторией он выражал радость по поводу сочетания усилий США и России (американские военные технологии + поставляемые Россией агентурные и иные разведданные, а также незаменимый опыт российских специалистов, прошедших Афганистан). Зато в статье, адресованной людям, чей интеллект моделирован в той или иной мере Голливудом, он позволяет себе пренебрежительно говорить о российских и советских военных, что их знания Средней Азии, ислама и терроризма не превышают багаж среднего американского телезрителя. По удивительной логике А.Коэна, наши генералы не владеют информацией о событиях 11 сентября с.г. в США, поскольку всю свою жизнь посвятили повышению обороноспособности своей страны.
Однако и выступление г-на Коэна на ОРТ, и адресованная американцам статья едины в другом, для Коэна, для Херитидж Фаундейшен и для «мирового сообщества» самом главном — в представлении миру исламских экстремистов как движущей и организующей силы «черного вторника» 11 сентября. Это телемудрецами даже не подвергается сомнению, хотя масса признаков и неопровержимых фактов говорит о другом: «черный» вторник оказался на деле светлым, желанным и радостным днем для тех правящих мировыми финансами сил, которые предусмотрительно сделали так, чтобы никто из их близких, работавших в небоскребах-близнецах, на своих рабочих местах в то роковое для человечества утро не появился... Им нужна была как воздух мировая война. Она давно должна была исправить мировые финансы, затопленные спекулятивной валютой в виде американских долговых расписок («bucks»). Она была невозможна для них СЛИШКОМ ДОЛГО, пока означала гарантированное взаимное уничтожение для участников холодной войны. Теперь же недавний противник, недавняя надежда стран третьего мира становится в шеренгу сателлитов «мирового сообщества». Есть отчего восхититься!
К тому же и московские «новомышленыши» и «новомышленцы» принимают законы когановской мудрости: будете верно служить «Америке» — тогда «Америка» не станет нарушать подписанные с вами соглашения (касательно ПРО, например)! Великодушие, на которое мы не смели и рассчитывать...
Наконец, статья м-ра Когана вполне может быть адресована и м-ру Путину: глобальные экономические тенденции во время мировой войны зависят от зачинщиков и дирижеров этой войны. Поэтому итоговый вывод автора статьи можно признать «блестящим»: настоящий стратег и мыслитель — это тот, кто осчастливит свой народ, приведя его за руку к великому благородному Западу.
К Западу — т.е. в тупик либеральной экономики, где правит бал спекулятивно-ростовщический капитал, решающий свои проблемы (и задачи мирового сионизма) через мировые войны.
Разница между разрушителями Горби и Ельциным («зачистка» России), с одной стороны, и назначенцем Ельцина (т.е. Запада), с другой, для нас, подопытных, невелика: Путину поручено «интегрировать» российский остаток, «встроить» его в либеральную экономику как сырьевой придаток и оружейную мастерскую. При этом население России должно, по мысли заказчиков, быстро сократиться до нескольких миллионов, высвобождая территорию для переселенцев из США. Только тогда остаткам «россиян» обещано включение их в «золотой миллиард».
О том, что президент РФ посвящен в эти планы и занят их реализацией, косвенно свидетельствует его призыв к сибирским губернаторам пошире привлекать рабочую силу в их регионы «независимо от национальности».
В тупиках «нового мирового порядка» интересы народов России неосуществимы в принципе.

РУБРИКА
В начало страницы