Войну заказывали? Ну так поиграйте пока. Правила для вас уже придуманы
Пресс-центр.ру

Конечно, в нынешней ситуации Россия может и ракетами помахать. Но ей предлагают иной путь: поиграть в роль равноправного и важного участника большого дела. Но только поиграть. Пока.
Операция США по уничтожению Бин Ладена затягивается. На Ближнем Востоке и прилегающих регионах сосредоточены огромные силы, которые ждут приказа начать. Однако, приказа все нет. Вместо этого официальные представители Белого Дома и Пентагона ограничиваются заверениями, что удар будет нанесен в соответствующее время.
Правда, одновременно приходят и сообщения о том, что, собственно, уничтожение режима талибов в Афганистане — не самоцель США и вообще в их планы не входит.
Одновременно пресса подстегивает воображение читателей информацией об уже начавшейся переброске подразделений армии США в Узбекистан и Таджикистан. И все это на фоне непрерывных заявлений министра обороны РФ Сергея Иванова о том, что Россия не будет ни в какой мере участвовать в военной операции США против Афганистана.
Зато в связи с Усамой Бин Ладеном активно упоминается Чечня. И госдеп США уже не отрицает, что террорист N1 финансировал чеченцев, и вот в Испании поймали исламистских экстремистов, у которых нашли документы, свидетельствующие об их связях с чеченскими боевиками, и первые лица ФРГ заговорили вдруг о том, что вообще-то Россия в Чечне может делать все, что ей нужно делать, так как там тоже война с террором…
Создается впечатление, что абсолютно все начали изрекать вполне сознательную ложь. Чтобы скрыть свои истинные планы.
Каковы же они?
Сперва перескажу один свой разговор, состоявшийся накануне с высокопоставленными офицерами российской армии. Место службы — Генштаб.
По их мнению, Россия на настоящий момент в военно-политическом смысле, если не в заднице, то уже очень близко. Дело в том, что с их точки зрения и речи не идет о полноценном и достойном участии России в антитеррористической Антанте. Место России определено не ею. И не от нее зависит, какую роль она должна сыграть.
Кроме того, антитеррористическая операция в том виде, в котором она задумывается в США, отнюдь не ограничивается Афганистаном (причем даже Афганистан — достаточное основание для того, чтобы в Главном Оперативном Управлении не спали ночами). Состав образующейся группировки ВВС и ВМС США свидетельствует о намерении поставить под военно-политический контроль весь Средний Восток, который всегда являлся и является важнейшей сферой геополитических интересов России, независимо от правящего в стране режима и общественно-политического строя.
Теперь обо всем этом подробнее.
До 11 сентября 2001 года мировой порядок был основан на соглашениях, заключенных во время Второй Мировой Войны и после нее. Естественно, в дальнейшем вносились некоторые изменения и дополнения, однако, сама суть мироустройства оставалась прежней. Наибольшей корректировке она подверглась в связи с распадом СССР и разрушением Восточного блока социалистических государств.
Мир отреагировал на эти изменения, включив страны Восточной Европы и Прибалтики в сферу влияния Запада, практическми игнорируя существование так называемых независимых государств СНГ. Последняя лакировка была произведена на Балканах.
В целом же ситуация осталась прежней. Это видно хотя бы по составу Совета Безопасности ООН, по составу большой восьмерки, хотя изменилось значение входящих в них государств, их удельный вес в мировой политике. Очень влиятельные — по своим финансовым и политически потенциальным возможностям государства «третьего мира» по-прежнему оставались за бортом.
Понятно, что новый мировой порядок образца 1945 года был выгоден победителям — СССР, США. Великобритании, а также иным европейским государствам и Китаю. Так как в то время на карте мира в Азии и Африке остававлись только колонии великих держав (или полуколонии), а Латинская Америка представляла собою одну огромную нищую грязную дыру, речи об их полноценном участии в решении мировых проблем быть не могло.
После исчезновения с карты мира СССР не изменилось ничего за исключением того, что не стало одной страны, с учетом интересов которой вершилась мировая политика.
Пока политики на полном серьезе спорили о том, какой мир лучше — монополярный и биполярный, он становился другим — полиполярным, причем новые «полюсы мира» создавались в самых неожиданных местах. Например, на Ближнем и Среднем Востоке, в Латинской Америке…
Абсолютно не учитывалась и роль локальных военных конфликтов. После распада СССР и естественного окончания «Холодной войны» стало казаться, что ликвидирована самая главная опасность — ядерная.
Опасность терроризма представлялась малозначащей. Об этом говорит один интересный факт. НАТО и Минобороны России подготовили к печати совместное издание военных терминов. Российская сторона настаивала на том, чтобы в словарь было включено понятие «терроризм». Западные партнеры наотрез отказались. Буквально накануне российские авторы получили письмо из соответствующего подразделения НАТО, в котором их просят срочно вставить в справочник понятие «терроризм», причем в русском варианте его значения… Комментарии излишни.
Итак, 11 сентября люди — кто с ужасом, кто с удивлением, кто с радостью — обнаружили, что мир, оказывается не такой, каким его себе представляли.
Так вот, упорная и планомерная работа США направлена именно на то, чтобы вернуть назад если не сам мировой порядок, то хотя бы его восприятие.
Даже неспециалисту понятно, что создаваемая военная группировка США не отвечает декларируемым целям. Бомбить лагеря талибов в Афганистане — это глупость. Там сидят и ждут, когда все начнется. Действия спецназа в горах?… Спецназ там тоже ждут. Если учесть также, что вокруг Бин Ладена плотное кольцо высокопрофессиональной охраны — потери спецназа будут за гранью допустимого.
Думать, что в Пентагоне этого никто не понимает — значит страдать манией величия. В российском Генштабе исходят как раз из того, что их бывшие (и к сожалению теперь нынешние) вероятные противники — люди очень умные, и они знают, что делают.
А суть проблемы состоит в том, что все лакировки устаревшего миропорядка шли в Европе и совершенно не коснулись Азии. Вот военная группировка США и отправилась туда наводить глянец. Причем абсолютно бесплатно — помешать им некому.
Итак, как развиваются события. США наносят удары по Афганистану, вполне возможно, рейнджеры сжигают дотла пару десятков кишлаков, вырезая все живое, причем действуют как с баз в Пакистане, так и с территории Узбекистана и Таджикистана.
Северный Альянс, подпитываемый оружием, боеприпасами, едой и солдатами из России (вообще-то, как намекнул российский министр обороны, из тех же среднеазиатских республик) берет Кабул. Талибы уходят в горы. Начинается второй этап длительной гражданско-этнической войны в Афганистане. По логике вещей в нее втягиваются уже упомянутые республики, за которыми стоит Россия. В южном подбрюшье конфликт обеспечен на долгие годы.
Уже сегодня в ряде западных СМИ мелькнуло сообщение о том, что Штаты прорабатывают со своими союзниками (и с Россией, кстати, тоже) варианты проведения антитеррористической акции и в Афганистане, и на всем Среднем Востоке. Средний Восток — это Иран. По данным российского Генштаба Иран действительно стоит до сих пор в списке целей США. Не зря Иванов много раз настойчиво повторял, что Иран — это союзник России. Наши военные надеются, что слова их шефа все же дошли до того, кому они предназначались.
Но каковы наши действия, если по Ирану будет нанесен удар? Самым лучшим вариантом было бы выйти из коалиции, объявить, что мы готовы защищать своих союзников и помахать ракетами. Однако, это все только слова. Разруха и развал в армии и ВПК не дадут возможности оперативно поставить в Иран средства ПВО с личным составом, а российскому флоту выйти в Индийский океан. А без этого любые декларации — пустые слова и сотрясение воздуха. Перефразируя Святое Писание, если я угрожаю и силы не имею — я тростник, ветром колеблемый.
А если просто смолчать, то потерян огромный оружейный рынок на всем Востоке, потеряны возможные огромные инвестиции (более реальные от азиатских стран, нежели от Запада), дан сигнал той же, скажем Индии, что пора менять свою ориентацию (к чему Индия при определенных условиях вполне готова).
Очень, кстати, характерно, что нынешние плохо скрытые угрозы США в отношении Ирана пришлись как раз на тот момент, когда в этой стране медленно но верно происходят изменения, направленные на воссоздание светского государства, происходит отказ от экспорта исламской революции. В такой роли Иран не удовлетворяет США, так как он может стать несомненным региональным лидером — серьезным соперником Турции, союзника США. И если Иран, а не Турция будет задавать тон в регионе, в который входит и Закавказье — это победа России и поражение США.
Здесь необходимо подчеркнуть, что речь не идет о специально задуманых планах коварных американцев добить Россию. Просто это объективные следствия претворения в жизнь американских геополитических планов.
Однако, для того, чтобы все сложилось так, как задумывается, нужна одна малость — непосредственное участие России в антитеррористической коалиции, которую, по сути, составляют только США. Западная Европа пока обдумывает предложения Путина о том, что в случае обострения обстановки на Ближнем Востоке и соответствующих сокращениях поставок нефти, Россия сможет Европу выручить. Это называется «разводка». Что для Европы важнее — нефть или борьба за американские интересы на Востоке?
В принципе, сейчас ситуация напоминает ту, что сложилась на Ближнем Востоке к середине 50-х годов прошлого века. Тогда Египет выступил против Великобритании и Франции — резко и открыто. Начался военный конфликт («Суэцкий кризис»). США ничем не оказали помощь своему союзнику — Великобритании, так как понимали: сейчас симпатии арабов на стороне Египта. И Великобритания неминуемо потерпит поражение. И ее место в этом стратегически важном регионе займут США, против которых арабы ничего не имеют по причине отсутствия отрицательного опыта общения. Так и получилось...
В принципе, сейчас Европа может взять реванш: дождаться, когда Штаты полностью дискредетируют себя на Ближнем и Среднем Востоке. После этого уже морально сформировавшаяся объединенная Европа начнет на этом поле свою игру.
А Россия? России все участники отвели уже роль. Северный Альянс — дармовое оружие и еду. Таджикистан и Узбекистан — защиту от талибов и исламистов. США — пытаются привязать к военной операции, чтобы потом сделать Россию более упрпавляемой в связи с изоляцией ее на Востоке, Европа — как противовес США.
Пока же одну маленькую, но важную победу Путин одержал. США и Европа все же решили закрыть глаза на Чечню. Об этом говорит вполне прямое заявление Шредера, и нажим США на Грузию по поводу пребывания чеченских боевиков на ее территории.
Правда, это может означать и то, что Путина поощряют к продолжению войны. Увязнуть еще глубже…

РУБРИКА
В начало страницы