Бородинская битва США с «грязными русскими деньгами». Подтекст ареста Павла Бородина
Виктор Небоженко, политолог.

А.Ч.: Виктор Сергеевич, что, по-Вашему, стоит за арестом Павла Бородина? Каков подтекст, если он есть, в действиях Швейцарии и Америки?
Виктор Небоженко - Все, что делают США, носит системно-глобальный характер, поэтому можно найти большую связь между кризисами в Индонезии, беспорядками в Малайзии, свержением президента на Филиппинах и наступлением оппозиции в Украине или арестом Бородина. Во всем этом можно найти одну важную связь. Общее, что объединяют эти события - это интересы США и их роль в мире.
Естественно, что арест Бородина имеет и более поверхностные символические слои и ряды. Конечно, нельзя отрицать в мотивах ареста Бородина и такие очевидные вещи, как борьба с Путина с олигархом Гусинским (забирать или продавать НТВ Тернеру) или делом американского шпиона Эдварда Поупа и другими «жаренными» проблемами отношений между США и Россией. Но глубинных смыслов факта ареста Бородина все же больше, чем хотелось бы.
США остались единственным супергосударством в мире. Это геополитическая реальность, с которой надо считаться любому политику. Десять-двадцать лет назад до 80% всех мировых событий с легкостью объяснялись глобальным соперничестовм двух сверхдержав. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Все мы, в той или иной мере, находимся под «американским зонтиком», хотя этот факт становится проблемой как для всего мира, так и для самих США. И не случайно в ходе избирательной кампании по выборам президента в стране развернулась дискуссия о роли США в мире. Внешне, кажется, что победили те, кто хочет соориентировать США на внутренние проблемы. Но реально этого сделать нельзя. Америка принадлежит к тем мегастранам-мировым системам, чьи внутренние проблемы тесно связаны с внешней политикой.
Кроме того, развал двухполярного мира и формирования США как мирового гегемона требует постоянного внимания к СНГ. Тут очень быстро возникают проблемы, о которых в США десять лет назад никто и не подозревал. Кто, например, мог предположить, что вместо демократизации в экономике и политике в ряде стран СНГ (Узбекистан, Казахстан, Украина, Белоруссия и др.) возникнут устойчивые псевдогосударственные модели криминально-авторитарного капитализма с комплексом неполноценности и внутренней нестабильностью. Головной болью США стала проблема неуправляемого и непредсказуемого развития капиталистической России. И сейчас уже неизвестно, что лучше для США - ослабленный, предсказуемый стагнирующий советский социализм или агрессивный и динамичный российский капитализм, не имеющий никаких предрассудков ни в отношении к соседям, ни к Европе, ни к США.
Сейчас для Америки очень важными являются две проблемы. Первая проблема - это нахождение адекватных механизмов господства в мире. Вторая американская проблема - это выработка эффективных механизмов конвертации результатов своего глобального господства во все сферы жизни мира в 21 веке. Ведь мало победить в мировой битве с СССР, теперь уже надо управлять и обустроить этот мир по своему Плану. Отсюда все остальные внешнеполитические проблемы США. Например, в соответствие с ролью победителя США обязаны иметь свой Глобальный Проект относительно мировой финансовой системы и мировых финансовых потоков. И тут уникальная роль Швейцарии как мировой герметической оффшорной зоны явно мешает планам США. Именно этим объясняется столь болезненное внимание США к «недостаткам» швейцарской банковской системы.
Роль мирового победителя, также, требует внимательного отношения к странам и целым регионам, которые «норовят» нарушить геополитическую монополию США на решение мировых и внутренних проблем любой страны. США с большим подозрением относится с геополитическим «телодвижениям» Китая, Индии, Пакистана или Германии. Каждая из этих стран «собирает» под себя другие страны и явно претендует на роль региональной супердержавы. Все это явно не вписывается в Глобальный Проект США, которые несут «ответственность» за весь мир.
Очень часто невидимые для внешнего наблюдателя мировые противоречия переплетаются в одном событии. Так и произошло в случае с арестом Павла Бородина. Дело не в самой фигуре П. Бородина, а в тех процессах, которые происходят сейчас в мире.
Вспомним, как несколько лет назад США целенаправленно разрушали специфическую и закрытую банковскую систему Швейцарии посредством реализации проекта «О нацистском золоте». При всей важности этой проблемы для исторической справедливости и ликвидации последствий Второй мировой войны, основная скрытая цель американцев в этом деле унификация глобальной финансовой системы и переструктурирование мировых финансовых потоков.
Америка показывает новым политическим и экономическим элитам, кто в доме хозяин. Новые элиты СНГ оказались в ловушке. Американцы, в начале 90-х, сначала приучили новые элиты к большим и шальным деньгам. Дали им возможность изъять из национальных экономик и положить в американские банки уже прозрачные для США оффшорные зоны, а теперь используют эту ситуацию для контроля над ними. Они закрывали глаза на то, что в странах СНГ активно формировались не демократические общества и не рыночные отношения, а полукриминальные олигархические или полуфеодальные отношения. А сейчас настало время воспользоваться этим. Точно так, как во времена Джимми Картера против СССР использовалась очень невинная, но эффективная технология давления на правящую верхушку СССР - «борьба за права человека». Точно так сейчас борьба с русской мафией и отмыванием грязных денег становится эффективным оружием влияния и давления на правящие круги России и Украины и других стран. В руках американцев оказались сразу два рычага давления - зарубежные личные состояния, деньги новой элиты СНГ и принудительная регуляция поведения самих представителей этих элит - негласное разрешение или запрет им на международную активность.
Вот почему этот арест будет иметь очень большие последствия для отношений между США и Россией.
Арест Павла Бородина вскрыл еще один нелицеприятный подтекст для властей в СНГ. Дело в том, что в странах СНГ правящие круги поняли, что финансовая зависимость от Всемирного банка и других международных организаций создает слишком много проблем и лишь стимулирует коррупцию. Сам кризис Всемирного банка и его печальная роль в развале экономик стран Южной Азии свидетельствует о какой-то фундаментальной порочности стратегии международной финансовой помощи новым независимым государствам. Для выхода из кризиса активно производятся поиски внутренних источников финансирования и делаются многочисленные попытки возврата денег. Поэтому США не устраивает, что захватившие власть новые элиты могут начать возвращать деньги назад домой в виде иностранных кредитов и инвестиций. И дело не только в 200 миллиардах долларов, вывезенных за рубеж за последние десять лет из СНГ. Для мировой финансовой системы это не такие уж большие деньги. Дело в принципе. Кто и как направляет мировые финансовые потоки.
Вот почему фигура Бородина так интересна для американцев. Ибо пока «Семья Ельцина» вывозила за границу огромные суммы денег в западные банки и оффшорные зоны, все было в порядке. Но как только в России к власти пришли другие люди с другими политическими и экономическими ориентациями возникла угроза вливания в Россию новых денег, накопленных за эти годы. Вот почему для американцев стало опасным связка Путин-Бородин. Они терпеливо сносили криминальность связки Ельцин-Бородин. Но они явно встревожены возможным союзом Бородина как «знатока» финансовых тайн практически всей российской элиты и лично Путина как представителя пришедшей к власти новой антиамериканской государственно-имперской элиты России. Пока было неясно, кем будет Путин в России, новых олигархом, плохим царем или госреформатором, ибо делать из него «демократизатора» было бы неприлично, американцы никого не трогали и ничего не предпринимали. Они внимательно следили за развитием событий в России. А как только стало ясно, что Путин выгоняет олигархов и возвращает отчужденную госсобственность и капиталы в Россию, США быстро приняли меры. И арест Павла Бородина - одна из этих мер. США приходится учиться воздействовать на путинскую Россию новыми средствами.
Новая администрация США явно стремится показать свою геополитическую компетентность. Ведь в ходе избирательной кампании кандидата в президенты Буша сильно критиковали за слабые знания в международных делах. Сейчас Буш и его команда стремиться показать, что они не только в курсе дела, но и гораздо эффективнее демократов могут решать международные дела Америки.
Кроме того, Павел Бородин арестован в очень оригинальном качестве, как «Большой Секретарь» Российско-белорусского союза. Тем самым американцы показывают, как свое отношение к этому союзу, так и отношение к его родителям - Ельцину и Лукашенко, который лично довольно много крови попортил американцам своими «выходками». Мы видим, в каком конфузе находится сейчас Лукашенко, который вынужден защищать Бородина, прекрасно осознавая, что это лишь усугубит положение арестованного. Кроме того, не секрет, что Бородин вел себя в Белоруссии как барин, который приехал в свои угодья. Это не могло нравиться самолюбивому Лукашенко.
Новая администрация США явно испытывает на прочность режим Путина. Задерживая Павла Бородина, США дают понять, что процесс преемственности власти в России не закончился. Все прекрасно осознают, какую колоссальную роль сыграл лично Павел Бородин в стремительном восхождении малоизвестного подполковника КГБ Путина на вершину российской власти. И от того, как поведет себя Путин и его команда и российская элита, во многом будет зависеть внутриполитическое положение самого Путина и направления его политики. Американцы-республиканцы делают разведку боем, чего явно не было при демократах.
Путину предстоит, в деле Бородина, замаскировать свою заинтресованность (страх, обиду или удовлетворение) и выдать ее за российские национальные интересы. Американцам нужны не секреты Бородина а рычаги воздествия на Россию и другие страны. Кстати, впервые они поняли важность таких методов после ареста в том же Нью-Йорке Павла Лазоренко. Именно на нем американцы отработали эту технологию влиния на местные элиты и правящие круги, минуя госструткутуры и национальные интересы этих стран. «Борьба с коррупцией» США в странах СНГ становится самым мощныи оружием влияния на них. Эта геполитическая стратегия США по отношению к СНГ заменит малоэффективную стратегию демократизации стран СНГ, которая была главной с 1990 по 2000 годы. Это не значит, что американцы от нее откажутся. Поддержка прав человека и свободы слова по-прежнему будет одним из внешенполитических приритетов США. И это радует. Но нашим правящим псевдоэлитам предстоит очень серьезные испытания со стороны американцев и по другим критериям.
Если все, что мы анализировали верно, то в ближайшее время мы станем свидетелями усиления международной активности США и реализации Проекта борьбы с коррупцией как главного механизма влияния на Россию и Украину с целью измнения их внутренней и внешней политики.
Арестовывая Павла Бородина, американцы заинтресованы не столько в получении внутриполитической информации о России, сколько в компромате об криминальных связях демократов Клинтона с младореформаторами России. Ведь к будущим президентским выборам надо начинать готовиться на второй день после оканчания этих президентских выборов. Этот урок республиканцы усвоили очень хорошо. Их интересуют не столько механизмы «отмывания грязных денег», сколько возможные способы давления на банковскую системы Швейцарии и Германии. Не случайно, что два наступательных проекта США в Европе «Нацисткое золото» и «Грязные русские деньги» находятся в треугольнике Швейцария-Германия-Россия. Намечающийся скрытый союз между Германией и Россией слишком тревожит США. Поэтому дело Бородина, в любом случае, будет иметь свои долгосрочные последствия не только для команды Путина или Семьи Ельцина.
Американцы внимательно смотрят на реакцию всей российской элиты. С одной стороны, противники Путина явно довольны нанесенным ему ударом. С другой, каждый из них прекрасно осознает, что если арестовали такого человека как Павел Бородин («PR-арест» Гусинского в Испании не в счет), то это могут сделать и с ними. «Тогда, кто же в доме хозяин?»,"Как жить дальше?». Особенно шокирует российскую элиту малоутешительный вывод, что в США большие деньги, но чужие деньги, не являются последним доводом для американцев. Тоже самое касается высоких постов или личных заслуг перед свой страной. У них оказывается есть свои национальные интресы и разделение властей и т д.
Слава Богу, это не наши вопросы (не к автору этой заметки). Но вне всякого сомнения, для российской и украинской псевдоэлиты очень остро встает вопрос о международной легитимности и самоидентификации.
Собственно говоря, если быть точным или справедливым, американцы ведут себя с нашими политиками и олигархами точно так, как те ведут себя в собственных странах. Стиль поведения один - монополист на власть или собственность может менять правила игры по ходу игры. Он никогда не проигрывает, а всем остальным очень больно и стыдно. Вывод один, чем дольше наши новые элиты будут оставаться такими, тем больше шансов и прав будет у американцев обращаться с ними так, как «наши» обращаются со своим собственным народом. И дело не в заговорах или регулярных случайностях, которые все чаще преследуют правящие круги России и Украины. Все дело в нежелании наших горе-вождей и бизнеменов быть такими как все и подчиниться мировым правилам игры в сфере экономики, международного права и политики. И американцы прекрасно этим пользуются и будут пользоваться пока наши правящие круги не станут на путь формирования нормальных и стабильных демократических и рыночных обществ.
Комментарий взял Александр Чаленко

РУБРИКА
В начало страницы